«Путь, который можно назвать Путем,
не есть постоянный Путь.
Имя, которое можно назвать Именем,
не есть постоянное Имя.
Безымянное — начало неба и земли,
Имя — мать всех существ.
Поэтому тот, кто не имеет предвзятости, видит чудо,
тот, кто имеет предвзятость, видит только границы.
Эти два одно и то же,
но названы по-разному.
Сходность их велика, велико различие;
различие здесь важнейшее.
Посему,
когда все лишь начинается, то обладает именем.
Как бы нетерпящий жару,
кто дышит через зубы, потому и безымянен.
Происходя от безымени, он всеобильно спасает.
Лишь следуя этой заумной мыси,
ты можешь познать все.
Видя видимую сторону безмолвия,
следует охотиться за ее опорой.
Видя невидимую сторону безмолвия,
следует охотиться за ее образом.
Оба они выходят едиными, но в своих названиях различны.
Это становится то же самое,
что неведомо нам.»
Для меня лично эта глава символизирует концепцию постоянных перемен в нашей жизни и в мире в целом. Она напоминает нам, что все вокруг нас подвержено изменениям и что подлинная мудрость заключается в способности адаптироваться к этим изменениям без предвзятости и жестких установок. Это позволяет нам видеть в каждой ситуации новые возможности и находить гармонию в динамике мира.
Оптимистический пример из жизни, который иллюстрирует эту концепцию, может быть история успешного предпринимателя, который не боится изменений и всегда готов к новым вызовам.
Такой человек видит в любых переменностях возможность для роста и развития, не останавливается на достигнутом, а идет вперед, осваивая новые области и открывая новые перспективы. Именно такой настрой позволяет ему быть уверенным в завтрашнем дне и стремиться к новым вершинам.
Важно понимать, что каждый из нас способен применить уроки даосской философии в своей повседневной жизни, находя баланс между стабильностью и переменами, между привычным и новым. Путь к гармонии и мудрости начинается с осознания того, что ничто не вечно, и что мы должны быть готовы к изменениям и к новым возможностям, которые они приносят с собой.
Таким образом, первая глава «Дао дэ цзин» является фундаментальной не только для самой книги, но и для понимания основных принципов даосской философии в целом.
Её учения о постоянных переменах и гибкости мысли могут помочь нам стать более мудрыми, более терпимыми и более гармоничными в нашем отношении к миру и к себе.