Создать свой сайт мне помолгла партнерская программа Setup.ru - бесплатный конструктор сайтов.

Все оказалось достаточно просто. Хотите создать свой сайт перейдите по ссылке и у вас все получится.


Учебная ситуация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением

  музыки и ИЗО» города Бийска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

учитель английского языка СОШ №17

Матыцына Татьяна Эдуардовна

 

 

 

 

 

 

 

г. Бийск, 2012г.

 

Аннотация

Статья освещает  понятие деятельностный подход в обучении английскому языку в начальной школе и возможности его реализации через создание учебной ситуации, что является новым  понятием, которое вводят ФГОС второго поколения.

 Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в том, что рассматриваемый в ней системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения.

Область применения материала: данные методические рекомендации и приемы могут быть использованы учителями - предметниками для создания учебной ситуации, мотивирующей ребенка на активное восприятие учебного материала.

Образование как система передачи молодому поколению накопленных культурных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института.

Роль учителя в школе еще совсем недавно можно было соотнести с высказыванием мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться». Однако перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ на деятельность системы образования, и в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к "самоопределению и самореализации", к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Ещё Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию,— это деятельность". Значит нужно так  организовать учебный процесс, чтобы главное место отводилось активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деятельностный подход в обучении как нельзя лучше отвечает этим требованиям.

Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих такое действие.

Ключевыми словами, характеризующими деятельностный подход можно считать следующие: применять знание, искать условия и границы его применимости, пре­образовывать знание, расширять и дополнять, находить новые связи и соотно­шения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

 

 

Учебник «Милли», по которому я работаю, создан на основе деятельностного подхода.

  • дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения (разрезной материал в рабочей тетради);
  •  темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на английском языке;
  • контроль и проверка знаний проводятся деликатно: через самопроверку и самооценку;
  • упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования;
  • задания по работе с текстом и информацией формируют у детей навыки самостоятельной работы;
  • общение на уроке не ограничивается только схемой "учитель - ученик": дети учатся сотрудничать друг с другом в парах и группах.

Но, чтобы реализовать деятельностный подход, учебный материал должен быть организован для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета), действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

 Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Виды ситуаций:

Выбор

 

 

Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность

 

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

 

Конфликт

 

Ситуация, рассматривающая противоположности.

 

Несоответствие

 

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

 

 

Можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

 Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

  • прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привле­кательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Например для освоения вопросной  формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

  • прием «удивляй». Учитель находит такой угол зре­ния, при котором даже обыденное становится удивительным.
  • прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сей­час", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удиви­тельный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  • прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
  • прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, осо­бенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Можно научить детей  мгновенно пресе­кать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется.

Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — есть возможность "порабо­тать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

  • пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или при изучении темы «Вечеринка у дракона» ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить".

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием

  • вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и раз­вивающих.

Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

  • особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
  • творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
  • обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматрива­ется.
  • идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

  • группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.
  • группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх.
  • группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.
  • Прием «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только»да» или «нет».

Хорошо работает на создание учебной ситуации прием введения ролей. Дежурный по словарю, который может повторять с детьми лексику по уроку. Почемучка, который по сигналу учителя может задать свое «Почему?», на которое дети попытаются ответить. При необходимости, учитель приходит на помощь. Изучая части тела, встречаемся с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа распространяется не на все существительные.  Фома неверующий, по сигналу учителя выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения. Например, задание, прослушать чант и отыскать среди нескольких собак ту, о которой говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста.

Для создания учебной ситуации в структуру  урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски.  При этом развивалось умение вести диалог – побуждение к действию: уметь обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ ее исполнить. Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится важным персонально для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни. Для мотивированности, включения в совместно-распределительную учебную деятельность и  установки на успешность  каждого ребенка устраиваются выставки работ и коллективное обсуждение для выбора номинантов на звания изготовителя:

  • самой аккуратной поделки
  • самой необычной
  •  самой яркой
  • за самый красивый фон
  • за самое четкое описание поделки
  • за самый выразительный монолог
  • за самое быстрое изготовление
  • за самое интересное сочетание красок и т. д.

Можно отметить сильную мотивирующую функцию изготовления поделок. Основной причиной этого является то, что каждая поделка уникальна, потому что каждый ребёнок вложил в неё то, что ему нравится, свой творческий потенциал, своё видение и восприятие мира.

Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Деятельностный подход в обучении дает возможность творчески решать эту задачу.

Использованы материалы:

 

  • Личного опыта
  • В.В. Краевский, А.В. Хуторской

Основы обучения. Дидактика и методика

  • А. Гин Приемы педагогической техники

 


Описание хлебопечки. Хлебопечки магазин .
holodilnik.ru
электрокотел протерм скат

exemer.ru
man тягач

translogicgroup.ru