Создать свой сайт мне помолгла партнерская программа Setup.ru - бесплатный конструктор сайтов.

Все оказалось достаточно просто. Хотите создать свой сайт перейдите по ссылке и у вас все получится.


Целеполагание

Целеполагание на  уроке

 

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
  • Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

 

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». 

Обучающие цели

урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми 

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

 способствуют: воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

 прививать, укреплять... навыки;

На уроке должна  быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели

содействуют: формированию обще­учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать мелкую моторику рук,

развивать умение ориентироваться на местности.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите­ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

 Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

 Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как образуется сравнительная степень прилагательных?" построили план действий:

1. Повторить имена прилагательные.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Сравнить несколько объектов по одинаковым признакам.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например,

 Прослушайте и запомните ряд слов. Что общего во всех словах?
 Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

- Отсроченная отгадка

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить лексико-грамматические знания.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Источники информации

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

А. Гин  Приемы педагогической техники. «Вита Пресс», 1998

2.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

3.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

4.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.

5.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.

Обучение целеполаганию на уроках английского

Обучение иностранному в школе часто сводится к усвоению внешне заданных требований: заучиванию алфавита, умению говорить, читать, писать и т.п. Это дает основание многим учителям считать, что дети постигают основы чужого языка. Однако на свои вопросы: "Для чего ты изучаешь английский? Где будешь использовать заученные слова?" чаще всего не получают вразумительных ответов. Ведь, как правило, цели и желания учеников не учитываются при построении плана учебного процесса. В таком обучении доминирует внешне заданная, а не личностно обусловленная деятельность. Между тем овладение комплексными навыками целеполагания может существенно помочь ребятам и в усвоении основных знаний и умений, и в творческой самореализации.

Учебные цели могут быть заявлены на достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Например, для того чтобы научиться задавать вопросы на английском языке, дети ставят следующие цели: понять, как образуются общие вопросы; где нужно ставить вопросительные слова; можно ли задавать вопрос без "do" или "does" и т.п. Естественно, этот вид целеполагания на определенную деятельность повторяется систематически. Такая работа приводит к тому, что некоторые начинают самостоятельно ставить для себя цели выполнения домашнего задания. (Подготовиться к тесту по английскому языку, самостоятельно составить предложения по памяти со словами из теста и т.д.).

Ученики также ставят конкретные цели на определенный урок. Они могут быть совершенно разными, например: 1) хочу выучить стихотворение "Have you got a little dog? "; 2) хорошо написать тест; 3) понять, как образуется время Present Continuous.

Программными целями по предмету считаются те, которые ребята ставят на четверть или на целый учебный год. На занятиях английским языком это происходит следующим образом: сначала сами дети говорят о том, чему хотят научиться на этих занятиях, затем учитель знакомит их со своими установками.

Вот как, например, происходила конкретизация целеполагания по английскому языку во 2-м классе. Во второй четверти большинство малышей поставили для себя главную цель в довольно общем виде: "Научиться читать и писать по-английски". В третьей четверти, когда ученики приобрели некоторые навыки чтения и письма, я помогла им уточнить свои цели. Вот что они написали: "Хочу научиться писать красиво, читать небольшие тексты"; "Хочу научиться работать над диалогами и текстами и дома, и в школе: выучить, сочинять, писать, читать"; "Хочу написать маленький текст без ошибок".

При совместной постановке целей возникает проблема гармонизации целей учеников, учителя, госстандартов. Есть несколько путей решения этой проблемы: обсуждение с детьми и отбор самых важных смысловых целей по предмету; осознание реальности достижения тех или иных целей (например, выучить 1000 слов за четверть не всегда возможно).

Цели по своим типам могут быть разными. Вначале у ребят главенствуют формальные: "хочу получить "5"; "хочу быть первой по предмету" и конкретные: "хочу выучить 45 слов". Развивающими являются смысловые цели: "хочу научиться различать одинаковые по звучанию слова" и творческие: "хочу сочинить стихотворение на английском". В начале каждой четверти дети формулируют все три типа целей. Вот, например, какие цели ставит для себя ребенок. "Формальные цели: выучить правила прошедшего времени, составить 5 кроссвордов, красиво вести тетрадь, выучить новые слова из словаря и сдать их в виде кроссворда; смысловые цели: понять, как образуется прошедшее время, придумать способ, как красиво вести тетрадь; творческие цели: сочинить стихотворение.

Очень важными становятся перспективные цели, ставящиеся ребенком, например, в течение года: "создать английский словарь школьных выражений в комиксах". Это заставляет выстраивать свою собственную программу обучения на довольно большой период времени.

На занятиях английским систематически проводится работа по постановке своих учебных целей по основным языковым умениям.

Аудирование (восприятие иностранной речи на слух). В младших классах ребята с удовольствием слушают учителя, их завораживают стихи и песенки на английском. Во младших классах на уроках мы слушаем диалоги, песни, чанты, рифмовки на английском языке, обсуждаем особенности звучащей речи, сравниваем ее с русской. Пытаемся догадаться, о чем говорится, угадываем значение похожих по звучанию слов: coffee, giraffe и др. Дайте задание нарисовать цветными карандашами в альбомах по английскому языку картину-образ прослушанного рассказа. Дети могут изображать обьекты, связанные в их сознании с английским языком: жирафа, двухэтажный автобус, магнитофон "Sony", учительницу, мультипликационных героев Тома и Джерри. Обсуждая эти рисунки, слушаем рассказы ребят. Переводим на русский, и ребята очень радуются, видя совпадение деталей своих образов с оригинальным содержанием рассказа. Проведя несколько таких уроков, предлагаем детям поставить свои учебные цели по пониманию английской речи. Вот некоторые примеры: 1) хочу понимать все, что говорит учительница на английском языке; 2) хочу научиться понимать, о чем говорится в рассказах на английском языке; 3) хочу нарисовать в альбоме картины к прослушанным рассказам, стихам, песням и т.д. Говорение. В этом главном языковом умении, направленном на развитие коммуникационных способностей, ребята, как правило, выражают собственные интересы и желания. На начальном этапе обучения те, с которыми не проводилась систематическая работа по постановке учебных целей, в основном ставят конкретные неучебные цели, которые в то же время выражают смысл изучения иностранного языка: "Если я поеду в Англию, на Кипр или в другие страны, то мне придется разговаривать на английском языке со многими людьми - в отеле, ресторане, магазине, на улице". Передавая в своих желаниях особенности сегодняшней ситуации в стране, ребята могут поставить и такую цель: "Хочу поехать жить в Америку, так как там платят больше и можно купить много хороших вещей, вот почему мне надо учить английский язык". Некоторые цели, являясь по сути учебными, носят формальный характер, так как они не направлены на развитие коммуникационной стороны языка: 1) хочу выучить 2-3 стиха на английском языке; 2) хочу выучить 100 английских слов. Задача учителя, не отвергая их как нереальные или смешные, помочь осознать смысл своих целей и выбрать те виды деятельности, которые послужат средством к их достижению. Для этого из года в год проводим уроки-рассуждения, так как, взрослея и приобретая больший жизненный опыт, ребята продвигаются в своем смысловом понимании изучения языка.

Чтение. В младших классах, получив красивый учебник с картинками и рассказами на английском языке, практически все ребята ставят для себя цель научиться читать, чтобы суметь понять содержание этих рассказов.

Письмо. Учеников младших классов привлекают особенности английского правописания. Они хотят освоить аккуратное и красивое письмо. При изучении грамматических явлений очень часто нужно придумать свое правило образования грамматического времени Present Continuous, сочинить сказку о происхождении порядковых числительных. Стараясь достичь своих целей в осознании грамматического строя английского языка, ученики выбирают для себя индивидуальные домашние задания.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


теплосчетчик вкт 7 цены
esco3e.ru
Чай подарочные наборы Гринфилд
Натуральный Кенийский Чай купить. Свежий сбор! Большой Выбор Чая из Кении
promo-sweets.ru
Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно