Создать свой сайт мне помолгла партнерская программа Setup.ru - бесплатный конструктор сайтов.

Все оказалось достаточно просто. Хотите создать свой сайт перейдите по ссылке и у вас все получится.


Психологический комфорт на уроке

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Начало урока характеризуется не только сообщением темы, плана урока, но и обсуждением организации учебной деятельности в ходе урока, отдельных этапов урока, совместным с учащимися формулированием целей и задач урока и способов их достижения, введением в атмосферу иноязычной речи, установлением контакта с учащимися и настрой на продуктивное общение.

Общение – это не только основа формирования и развития личности, но и необходимое условие человеческой жизнедеятельности, раскрытия его творческой активности. Современное общество предъявляет высокие стандарты к инициативности, компетентности человека в общении. Проблема современных подростков-выпускников школ заключается в недостатке арсенала коммуникативных умений и навыков, которые помогали бы им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. Трудности и противоречия современной жизни, объективно отталкивающие людей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества в толпе», рождает чувство неуверенности, замешательства. Выполнение специальных упражнений помогает  развивать способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, помогает решать проблемы  межличностного и делового общения, вырабатывать жизненно важные навыки. В учебной ситуации подростки могут экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать  новые умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Организационный момент необходим для мобилизации  языкового материала, соответствующего теме, и включение в языковую среду, которые позволяют перейти к содержательной части урока, а так же для  создания благоприятной  психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе). Для установления эмоционального контакта можно использовать  упражнение-игру «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии. Например:
I’m fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited)
I’m in good (bad) mood today I feel like singing and dancing today, because it’s my birthday
I don’t feel like writing, because I have no copy book
Между учителем и учеником может состояться такой диалог
Т - How are you ?
Р - I’m terrible today
Т - Why are you feeling so bad?
Р -  Because I have a headache.

Р - I’m afraid of test
Т - Have you done your homework?
Р - I had no time, because I had a birthday party yesterday

Можно разнообразить это упражнение, используя невербальные средства (пантомима, рисунок). Это позволяет развивать навык интерпретации невербальной информации, с другой стороны, практиковать правильное интонационное оформление речи и употребление вопросительных предложений. Например, то же самое задание может быть выполнено в другой последовательности: Ученик 1 – принимает определенную позу или изображает на лице свое состояние, Ученик 2 – вопросом-переспросом уточняет, правильно ли он понял “Are you sleepy today?”; Ученик 1 подтверждает и объясняет, почему у него такое состояние (если поставлена такая задача), если Ученик 2 не угадал, то пытается другой  и т.д.

Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, интерпретируя это упражнение следующим образом: учитель заготавливает маски (это более трудоемко, но и более увлекательно, напоминает театрализованное действие) или карточки с изображением разных  эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнера. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы-переспросы (Am I sad? Have I a headache?), пытаются угадать. Можно предложить самим учащимся изготовить такие маски, карточки дома.

Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. Этой цели может служит и упражнение с условным названием  «Комплимент» (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению  партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок.

Обычный диалог формата «Hello! How are you ? – Fine, thanks» не устраивает, так как ответы на поставленный вопрос могут быть отрицательно окрашены «So-so. Not very good. Not bad. Terrible!»

Конечно, диалог можно продолжить, осведомившись о причинах плохого настроения, но не всегда ответ на этот вопрос бывает адекватным (правдивым или правильным с языковой точки зрения), и тогда цель данного коммуникативного акта  - установление контакта, положительный настрой – не будет достигнута. Поэтому данное упражнении подразумевает перевод такого диалога из разряда фатического общения в разряд полноценного коммуникативного акта, комплексная цель которого включает положительную мотивацию на урок с одной стороны; максимально быстрое введение в иноязычную языковую среду с активизацией необходимых для последующей работы языковых структур с другой; формирование коммуникативных навыков в рамках социальных норм с третьей. Это же упражнение возможно использовать и как рефлексивное в конце урока. В этом случае его задачей на первом месте остается поддержание положительной мотивации, а на втором – подведение итогов урока, само- и взаимооценивание результатов работы, на третьем – повторение пройденного материала для подготовки к домашнему заданию. Если учащиеся еще не знакомы с таким упражнением, необходима короткая беседа о том, что такое комплимент, зачем нужно говорить комплименты, когда это уместно. Варианты упражнений подбираются соответственно учебной ситуации, уровню владения языковым материалом и состоянию психологического климата в классе.  Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «Комплимент»
- Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой…!» - “You are so … today!”
-  Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается. Используй модель “I think, you are good at …” “I think, you can do … very well”

- Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend….”. Можно попросить продолжить фразу объяснением  “because you are so …”
- «Поделись радостью»  Перечисленные выше фразы могут относиться не только к процессу работы и общения с одноклассниками, но вообще к событиям жизни школьников. Интерпретировать это упражнение можно используя известные учащимся глаголы. Это упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например, “I am happy to get a good mark”, “I am glad to meet my friend after holidays”, “It’s so nice to have a picnic on Sunday”, ”It’s wonderful to learn such interesting things about dogs”

Эти  упражнения могут использоваться так же и как рефлексивные.  Например, Комплимент-похвала: При этом комплимент не должен звучать лестью, т.е можно предложить варианты моделей “You are so …. and …., but a bit …”
- Комплимент –подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот «подарок» может быть  визуальным (рисунок), вербальным (обозначить словом), невербальным (пантомима). Используйте фразу “I’d like to give you a … as a present for …(holiday, your birthday, Christmas…)” Можно попросить объяснить, почему выбрали такие подарки друг для друга, и это объяснение тоже может звучать как комплимент. Такое упражнение может сочетаться с другими, например, с комплиментом-пожеланием.
- Комплимент–пожелание. Может быть выражен одним словом, сложным предложением, предложением в повелительном наклонении. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание по случаю, или к уроку. “I wish you a merry Christmas”, “I wish your dog  will get better”, “I wish you success on this lesson” В некоторой степени это упражнение помогает проникнуться жизнью товарищей, воспитывать сочувствие, сопереживание.
- Комплимент-предложение.  Предложи своему другу самое вкусное блюдо, чтобы поднять его настроение. Или предложи провести вместе время. Используй фразы “Let’s do… Let’s go… Let’s have… Let’s eat…”

- Комплимент-совет. Посоветуй своему другу, как лучше провести выходные. Начни фразу так “I’d like you to have a good time at weekends, so I’d like to suggest/ advice/ recommend/ tell…”

Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи, знакомит с этикетными моделями.

Приведенные выше упражнения являются примером соединения обучения иноязычной речи и элементов психологического тренинга. Используемые на уроке упражнения такого характера можно объединить в следующие группы:
1) Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, формировать интерес к партнерам в группе, мотивировать на дальнейшее совместное обучение
2) Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды
3) Упражнения, развивающие способность к адекватному восприятию, пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, преодолеть неприятие, научиться владеть средствами вербального  и невербального общения
4) Упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Использование этой группы упражнений позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения
5) Упражнения,  позволяющие формировать рефлексивные навыки.

1) Что со мной произошло

Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.

2) Печатная машинка

Распределить среди учащихся группы  карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова , поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов

3) Счетная машинка

Задание похоже на игру «Печатная машинка», но  с использование карточек с цифрами

4) Ассоциации

Команды подбирают ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь. Можно дать задание дополнить ассоциограмму противоположной команды

5) Кто есть кто

Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения)  и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера. Очень важно для подростков.

6) Если бы я был

Представьте себя известным человеком, человеком какой-нибудь профессии и скажите, что бы вы сделали, если бы оказались в какой-то ситуации. Позволяет пофантазировать, попытаться проиграть ситуацию и спрогнозировать результаты своих поступков.

7) Интонации и настроение

 На карточках обозначены различные  эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик. Это упражнение помогает научиться понимать  эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать. Можно сочетать с одним из вариантов упражнения «Комплимент.»

8) Компот

Учитель называет какой-нибудь признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.

9) Цепочка

Учитель (или один из учащихся) начинает игру высказывая какое-нибудь положение, например, «Я люблю есть орехи и играть на гитаре» Остальные учащиеся, если их мнение совпадает с высказанным предыдущим игроком, встают рядом с ним, беря за руку с той стороны, какое положение они  выбирают и проговаривают, с чем согласны. В результате цепочка должна замкнуться, как символ того, что интересы учащихся в группе совпали. Темы для высказываний могут содержать любые необходимые для урока лексические и грамматические модели. Это упражнение позволяет больше узнать друг о друге, для учителя – помогает в последующем учитывать эту информацию для определения тематики уроков, формирования пар и групп для работы на уроке.

 

 

 

�аЀ ���8b P� являлось средством обучения, используемое для понимания инструкций, необходимых для изготовления открытки.

 

Все ученики выполняли общее для всех задание. Учитель во фронтальной беседе повторил с детьми лексику необходимую в работе над открыткой. Пошаговые инструкции по выполнению работы учащиеся прочитали индивидуально.

16 слайд

6. Стратегическая компетенция
Диалог – побуждение к действию.

Для снятия трудностей в общении я делала открытку вместе с детьми с целью создания условий для формирования навыков диалогической речи. Для этого я обращалась к ним с просьбами на английском языке, и, побуждала их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски.  При этом развивалось умение вести диалог – побуждение к действию: уметь обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ ее исполнить.

17 слайд

7. Монологическое высказывание.

После того, как открытки были готовы, детям было предложено рассказать о них.

Для  создания условий для формирования навыков монологической речи учащихся.

 я предложила образец высказывания о своей открытке. Язык, который использовали ученики для описания поделки, стал важным персонально для них, потому что открытки у всех разные и нужно было подобрать лексику, описывающую конкретную открытку.

 18 слайд

8. Обсуждение

Дети слушали друг-друга, делились впечатлениями, каждому было интересно, как справится с работой, как расскажет одноклассник,  потому, что для мотивированности, включения в совместно-распределительную учебную деятельность и  установки на успешность  каждого ребенка была было предложено провести конкурс по различным номинациям.

Цель: создание условий для формирования навыков взаимооценки.

После выступлений детей была устроена выставка открыток и коллективное обсуждение для выбора номинантов

звания изготовителя:

  • самой аккуратной открытки
  • самой необычной
  •  самой яркой
  • за самый красивый фон
  • за самое четкое описание открытки
  • за самый выразительный монолог
  • за самое быстрое изготовление
  • за самые красивые гирлянды
  • за самое интересное размещение игрушек на елке
  • за самое интересное сочетание красок.
    Стимулирующим моментом явилось осознание, что открытка будет подарена родным.

Можно отметить сильную мотивирующую функцию изготовления поделок. Основной причиной этого является то, что каждая поделка уникальна, потому что каждый ребёнок вложил в неё то, что ему нравится, свой творческий потенциал, своё видение и восприятие мира.

19 слайд

9. Для развития речевого слуха на уроке выбрано аудирования для удовольствия.

 Цель такого аудирования: не отработка языкового материала, а получение детьми удовольствия от услышанного и повышение их мотивации, создание условий для ознакомления младших школьников с зару­бежным песенным фольклором.  На данном этапе дети получали навыки языковой догадки, опираясь на  наглядность, мимику и жесты учителя.

Работа над песней проводилась в несколько этапов. Сначала учитель охарактеризовал песню как символ Рождества. Затем дети вспомнили традиционные новогодние русские песни. Затем, прослушав песню с одновременным рассматриванием  иллюстрации, дети предложили свое понимание песни. Их ответы были дополнены учителем. При повторном прослушивании, было предложено хлопать в ритм песне. Затем было предложено пение по строчкам. После чего дети спели песню с имитацией движений. Таким образом трудности в запоминании были сняты для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Дети с удовольствием пели эту песню. Мотивацией разучивания песни была возможность спеть ее на утреннике или дома, продемонстрировать свои достижения.

20 слайд

III. Домашнее задание

Цель: создание условий для  дальнейшей автоматизации лексики.

Для этого использовались творческие задания, представленные в  УМК. Детям было предложено сдать открытки учителю, с тем, чтобы на следующем уроке подписать их родителям. Таким образом, учащиеся были мотивированы на следующий урок.

21 слайд

IV. Рефлексия

Цель: создание условий для  развития навыков критического мышления.

Стимулом активизации рефлексии явились субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на уроке. Это предполагало не только оценочные суждения о действиях учащихся, но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. Искренность учителя и позиция партнера позволили сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными. Дети соотнесли результаты своей деятельности с поставленными целями. В ходе фронтальной беседы выяснили, что все, чему дети предполагали научиться на уроке, удалось выполнить.

22 слайдV. Итог урока.Цель: подведение итогов урока, выставление итоговой оценки.В конце урока был подведен итог работы и оценены учащиеся. Критериями оценивания на данном уроке являлись: полнота, грамматическая и фонетическая правильность высказываний, активность работы на уроке.    

На данном уроке (учитывая примерно одинаковый уровень обученности класса) было решено в конце урока поставить отличные отметки, прокомментировав, что учащиеся получают их за активность, фантазию и т.

 На данном уроке мотивацияподдерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематическогосодержания урока, ситуаций общения,относительной свободы, «скрытого» контроля, смены обстановки, атмосферынепринужденности, за счет постановки коммуникативно-познавательных задач, предполагающих личную заинтересованность каждого ученика.
При формировании речевых навыков  учитель выступал в ролиинформирующего  речевого партнера в широком смысле. Он брал на себя роль советника и ненавязчивого организатора.Наиболее адекватной формой контроля для данного  урока  явилась устная форма, предъявляемая после высказывания учащегося.На уроке использовалась «скрытая» форма контроля. Учитель следил заработой, мог помочь, но, главное, не мешал учащимся, если достигалосьполное и правильное выполнение поставленных КЗ  и если ошибки не мешали коммуникации.Целесообразность и эффективность домашнего задания, его связь с уроком

состояла в том, что учащимся необходимо было автоматизировать усвоенный на данном уроке материал в выполнении упражнений дома.

     д.    

 

 

 

 

 

 


Купить круг фторопласт
aplast.com.ua
Корпоративные шоколадные наборы
Корпоративные новогодние наборы конфет с логотипом компании. Звоните
promo-sweets.ru
правила скандинавской ходьбы
zapitanie.ru
Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно